andreypoezdka (andreypoezdka) wrote,
andreypoezdka
andreypoezdka

Categories:

Строитель дирижаблей

Восемьдесят лет назад ледокол «Красин» выполнил задание партии и спас экспедицию генерала Нобиле. Нобиле дожил до глубокой старости. Говорят, ему до последних дней мерещились призраки погибших товарищей. А начальника советской операции спасения профессора Рудольфа Самойловича расстреляли в конце тридцатых годов как западного шпиона и врага народа. 

                                         

         «Красин» вошел в устье Невы 5 октября 1928 года международной сенсацией. В Финском заливе ледокол встречали эскортом кораблей и самолетов. На ленинградских набережных собрались 200 тысяч восторженных сограждан. «Красин» выполнил задание партии. «Красин» заслужил Орден Красного Знамени. «Красин» спас экспедицию генерала Нобиле. Палатку, в которой полтора месяца мерзли во льдах на 80-й широте выжившие при катастрофе дирижабля «Италия» члены его экипажа, искал весь мир, а нашел к неудовольствию капиталистов Советский Союз.
     Исполнилось ровно восемьдесят лет с той поры, как Умберто Нобиле покинул Милан, чтобы в очередной раз отправиться к полюсу. Он уезжал национальным героем. В генералы и почетные члены фашистской партии инженера Нобиле произвел сам дуче, после того, как двумя годами ранее этот авиаконструктор вместе с норвежцем Руалем Амундсеном совершил трансполярный перелет на дирижабле, который хотя и назывался Norge, был итальянской постройки. Тот триумф оказался неполным: возник спор, кому принадлежит заслуга подвига, командиру экипажа Нобиле или начальнику экспедиции Амундсену. И в Риме решили развить успех: новому дирижаблю дали правильное название, собрали почти целиком итальянскую команду, во главе поставили знаменитого генерала, запланировали проведение экспериментов на полюсе.

                                                               

     Поначалу все шло по плану Муссолини. 24 мая Нобиле достиг цели, сбросив на полюс итальянский флаг и освященный римским папой Пием Х
I дубовый крест. Однако на следующий день из-за обледенения внешней оболочки дирижабль разбился в ледяной пустыне. Из шестнадцати членов экипажа выжили девять; у Нобиле были сломаны рука и нога. Аэронавтам удалось спасти часть запасов продовольствия, радиопередатчик и вошедшую с той поры в историю палатку красного цвета. Трое участников экспедиции отправились на Шпицберген за помощью. Один из этой группы, шведский физик Мальмгрен, погиб при загадочных обстоятельствах, якобы упросив своих товарищей бросить его по дороге, чтобы не стать обузой. Через десять дней после катастрофы сигнал рации Нобиле поймал радиолюбитель из глухого архангельского села, и на спасение полярников устремились моряки и летчики из шести стран. Даже Амундсен забыл о разногласиях с итальянцем и отправился к полюсу, однако его миссия обернулась трагедией: самолет норвежского исследователя не вернулся из полета. 
      В СССР создали комитет помощи пропавшему дирижаблю. «Красин», бывший ледокол «Святогор», незадолго до революции построенный для Российской империи на английской судоверфи, весной 1928 года стоял в ремонтном доке ленинградского порта. Судно готовили к консервации, но моментально оспособили к походу. Советским морякам повезло не сразу, первым льдину с красной палаткой обнаружил шведский летчик Эйнар Лундберг. На единственное пассажирское место, выполняя приказ командования, пилот взял Умберто Нобиле. Генерал поддался уговорам и улетел, оставив товарищей. А с «Красина» по деревянному настилу на лед ежедневно спускали самолет «Юнкерс», на котором совершал полеты летчик Чухновский. В конце концов он нашел аэронавтов из группы Мальмгрена. 12 июля они поднялись на борт ледокола, а к вечеру того же дня отыскалась и красная палатка. Спасенных пересадили на итальянский теплоход. Возвращаясь домой, «Красин» оказал помощь еще и терпевшему бедствие немецкому пассажирскому судну.


         Западная пресса обвинила Нобиле в гибели одних членов экспедиции и предательстве других. На родине он попал в опалу, Муссолини больше не требовался такой генерал. В СССР торжествовали. В 1932 году Нобиле уехал в Москву строить дирижабли для русских. На одном из своих летательных аппаратов он вскоре поставил мировой рекорд длительности полета. Войну Нобиле провел в США, потом вернулся на родину. Обвинения с него сняли, вернули звание генерал-майора. Нобиле вступил в компартию и стал депутатом парламента. Умер он в 1978 году. Знакомые генерала рассказывали, что до последних дней ему являлись призраки погибших товарищей. Ледокол «Красин», таранивший льды до конца восьмидесятых, теперь стоит у причала на набережной лейтенанта Шмидта. Красная палатка экспедиции Нобиле хранится в запасниках миланского Музея истории техники; места в основной экспозиции для нее не нашлось. А начальника операции спасения ледокола «Красин», доктора географических наук, профессора и орденоносца Рудольфа Самойловича расстреляли в 1939 году за антисоветскую деятельность и шпионаж. 
 

 

Читайте через неделю: Княгиня Ночь. Воспитание благородных девиц

Tags: Дирижабли
Subscribe

  • (no subject)

    Если я оказываюсь в Петербурге летом, то всегда проверяю, цветут ли в городе сирень и жасмин. Так повелось с самой первой, мальчишеской…

  • Парадный проспект

    Если Невский – улица, соразмерная человеку, а не величию его замыслов, то Московский проспект – символ социалистического Ленинграда,…

  • Солнце поэзии

    Два великих поэта, Адам Мицкевич и Александр Пушкин, оставались друзьями, пока их не разделила политика и отношение к российской власти. В Польше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments