andreypoezdka (andreypoezdka) wrote,
andreypoezdka
andreypoezdka

Categories:

Казанский собор, младший брат Ватикана.

 

      Двести лет назад на пересечении Невской першпективы и речки Кривуши возвели самый величественный в ту пору в Петербурге собор - потому что государя Павла, обожателя всего прусского, заела русская гордыня. Россия, переливавшая молодую мощь из-за уральских гор и азиатских равнин к западным границам и черноморско-балтийским берегам, все в большей степени ощущала себя Третьим Римом. Не могло такого случиться, чтобы в столице северной империи именем Кесаря не воздвигли бы храма во славу Господа, по образу и подобию главного собора христианского мира, собора Святого Петра в Ватикане. Для этого Павел повелел снести тесную обветшавшую церковь Рождества Богородицы, где хранилась одна из главных русских святынь – икона Казанской Божией Матери, чудесным образом явленная непорочной деве Матроне Онучиной в 1579 году, а потом ставшая для русских чем-то вроде воинского оберега от разных супостатов, и от волжских татар, и от ляхов, и от турок. Императору  было понравился план английского архитектора, но победила русская интрига: стараниями ловкого царедворца графа Александра Строганова строительство поручили бывшему крепостному Андрею Воронихину. Примерный копиист, Воронихин все устроил так, как хотелось императору: взял за основу величественную Basilica diSanPietro, очистил проект от разнобоя стилей, отказался от католических влияний… 

 


 

Гордец Павел, задушенный дворянами-заговорщиками в собственной спальне, не успел увидеть даже начала строительства собора, который должен был увековечить монаршее имя. Так что на церемонии закладки храма присутствовал новый император, Александр. Собор строили практически без помощи техники десять лет, из всего русского (карельский мрамор, олонецкий гранит, рижский известняк) и только русскими руками (тысячи оброчных крестьян). В финансовом отношении питерский бизнес-проект оказался экономичнее ватиканского. Собор Святого Петра возводили в праведных муках весь XVI век под руководством шести или семи блестящих архитекторов, одним из которых был сам Микеланджело Буонаротти; работа над внутренним убранством затянулась еще на столетие. Расходы на строительство главного ватиканского храма оказались столь велики, что опустошили казну, и Папе пришлось возобновить торговлю индульгенциями. Это, как утверждают историки религии, стало одной из формальных причин, вызвавших Реформацию и церковный раскол. 


Собор Святого Петра, Ватикан

Петербургский собор обязан ватиканскому прототипу главными отличительными чертами: внушительным центральным куполом и широкой колоннадой, набранной из 96 громадных гранитных монолитов. Но колоннада не замыкает площадь, как в Ватикане, а раскрывается к Невскому проспекту. С юга собор должна была украшать еще одна колоннада, однако проект Воронихина по разным причинам не довели до конца, как, впрочем, и художественное оформление храма. Однако по крайней мере в одном элементе русские оказались святее Папы Римского. Римский собор составляет исключение из христианского правила: его алтарь обращен не на восток, а на запад, иначе паломникам пришлось бы сперва подниматься на Ватиканский холм, чтобы потом спуститься к главным воротам храма. Проблема ориентации стоит и перед всеми строителями церквей на Невском: проспект тянется с востока на запад, и для верной планировки все храмы должны стоять боком. Воронихин решил эту проблему: пышная колоннада сделала парадной северную сторону его собора. 
  
 
Купол Собора Святого Петра                       Купол Казанского Собора

Строительство Казанского храма – не тот редкий случай, когда копия оказывается лучше оригинала. Конечно же, не только потому, что собор Святого Петра почти вдвое выше и в несколько раз объемнее петербургского младшего брата. Мастерство и творческая смелость итальянских зодчих XVI века заметно превышали способности и умения русских архитекторов начала XIХ столетия. Сквер с фонтаном на Невском, 25 – это не piazza Святого Петра с великолепной панорамой, открывающейся на главную площадь христианского мира с via Кончилацьоне, пробитой во времена Муссолини.  Сакральный Казанский собор быстро превратился еще и в памятник военным триумфам. Освященный незадолго до Отечественной войны, храм стал не только вместилищем иконы Богоматери, в очередной раз благословившей русских воинов на жертвенный героизм в период нашествия Наполеона, но и складом реликвий победы. Под купол Воронихина свезли штандарты неприятельских полков и отобранные у французских маршалов жезлы; здесь похоронен наш главный фельдмаршал. К середине XIX века, после того как на площади у Казанского собора установили статуи Кутузова и Барклая-де-Толли, комплекс стал еще больше напоминать воинский мемориал вроде парижского Дома Инвалидов. Что уж говорить о послереволюционном периоде, когда крест на куполе заменили шпилем, между бронзовыми военачальниками засунули (к счастью, ненадолго) временный памятник Плеханову, а в самом соборе открыли Музей атеизма? «И распластался храм Господень как легкий крестовик-паук», - таким, по-насекомому хищным и не по-хорошему темным, увидел Казанский собор Осип Мандельштам. Архитектурная легкость, увы, в храме Божием не всегда есть синоним святости. 

За служение престолу Александр I наградил архитектора Воронихина пожизненной пенсией и орденом Анны второй степени. В путеводителях указано, что именно с Казанского собора начинается золотой период русского зодчества и петербургского градостроительства. Невский стал не просто першпективой, а парадной магистралью. Та Богоматерь, образ которой до сей поры источает святость и скорбь под сводами петербургского храма – список с оригинала, утраченного в начале ХХ века, но тоже, как утверждают, чудотворный. Искусствоведы сравнивают этот лик красоты с другим шедевром, портретом Моны Лизы. Верно: как и Джоконда, Казанская Богоматерь таинственно и мягко улыбается. Одними лишь уголками губ.  

Читайте через неделю: Святые лики. Богоматерь, несущая Христа.

Tags: Казанский собор
Subscribe

  • (no subject)

    Если я оказываюсь в Петербурге летом, то всегда проверяю, цветут ли в городе сирень и жасмин. Так повелось с самой первой, мальчишеской…

  • Парадный проспект

    Если Невский – улица, соразмерная человеку, а не величию его замыслов, то Московский проспект – символ социалистического Ленинграда,…

  • Солнце поэзии

    Два великих поэта, Адам Мицкевич и Александр Пушкин, оставались друзьями, пока их не разделила политика и отношение к российской власти. В Польше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments